Дополнительное образование

«Утверждаю»

Директор СОШ ГБОУ ВПО МГПУ

С.Ю.Степанов

1.09.2014г.

Комплексная программа

дополнительного образования в Университетской школе МГПУ

«Мир сотворчества»

В Концепции модернизации Российского образования детей подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Кроме того, профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. В Университетской школе создаётся такая модель образования, в основе которой заложена интеграция основного и дополнительного образования. При этом последнее становится равноправным компонентом единого образовательного пространства, которое ориентировано на создание условий для развития творческих способностей, одаренности учащихся в различных предметно-тематических областях – универсальной развивающей сотворческой среды.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах обучающихся, родителей, государства.

Педагогический коллектив понимает, что между компетенциями, которые приобретаются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, верных друзей, любовь, интересную работу. Причем интересно, что удовольствия и равенство как жизненные ценности ставятся учащимися на одно из последних мест в ранжировании. Молодежь неравнодушна к образованию, но хочет, чтобы оно было жизненным и личностно ориентированным.

Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим фактором развития образовательного учреждения потому, что:

  • позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути через включение в занятия по интересам;
  • включает учащихся в разные типы деятельности;
  • создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
  • обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга, творчества и сотворчества, самообразования;
  • решает проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и индивидуализации учащегося, через включение его в многогранную интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

В основу организации интеграции основного и дополнительного образования положены следующие принципы:

  • Принцип преемственности в расширении знаний и компетенций.
  • Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования по каждому предмету.
  • Принцип успешности.
  • Принцип творческого и сотворческого развития.
  • Принцип гуманизации и индивидуализации.
  • Принцип практической направленности
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  • Принцип разновозрастного единства и сотворчества между разными группами детей.

Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития личности, для эмоционального благополучия каждого ребёнка, их индивидуальных склонностей и способностей, для создания ситуации успеха и самореализации, мотивации личности к познанию,творчеству и сотворчеству.

Задачи:

  1. Обеспечить занятость учащихся во внеурочное время для профилактики асоциального поведения через создание разнообразных объединений по интересам, где нет деления на успевающих и неуспевающих, в которых каждый ученик сможет обрести статус успешного человека.
  2. Создать условия для укрепления психического и физического здоровья ребёнка через создание объединений общекультурной и спортивной направленности.
  3. Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству через содержание программ дополнительного образования.
  4. Обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей через создание разновозрастных объединений, сотворческий подход.
  5. Формировать условия для создания единого образовательного пространства – развивающей сотворческой среды.

Режим занятий: занятия проводятся по окончании уроков, занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы.

Направления работы школьных кружков:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • физкультурно-спортивное;
  • культурологическое;

Программа культурологической направленности ориентирована на ознакомление с духовно-нравственными ценностями, традициями и жизненным укладом народа, его нравами и обычаями. Главной целью работы объединений дополнительного образования культурологического направления является воспитание детей в духе дружбы, толерантности и уважения к другим нациям, к их культурно-историческим ценностям. Результат осуществления программ культурологической ориентации фиксируется в видематериализованного продукта: творческие отчеты, проектные работы и др.Продуктивность работы объединений определяется по участию детей в различных городских и районных фестивалях и конкурсах, мероприятиях воспитательного характера: тематических вечерах, огоньках, досуговых мероприятиях, концертах и работы с родителями. Конечным результатом охвата детей дополнительным образованием являются развитие и саморазвитие ребёнка, реализация его личностных способностей, формирование в сознании ребёнка целостного представления об окружающем мире.

Программа физкультурно-спортивной направленности ориентирована на воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа собучающимися предполагает решение следующих задач:

  • создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил;
  • формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
  • организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;
  • укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
  • оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых
  • для того, чтобы стать успешным в жизни.

Целесообразность работы физкультурно-спортивной направленности продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Мир игр и спорта охватывает и увлекает детей.

Программа художественно-эстетической направленности ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в выбранных видах искусства. Художественные программы отдельных направлений в зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей и подростков, а также могут служить средством развития одаренных детей и способствовать допрофессиональной ориентации и подготовки.

  • Адресность программы: предназначена для обучения детей от 7 до 17 лет

Целью работы кружков художественно-эстетической направленности является развитие творческих способностей учащихся и воспитанников, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие личности; воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости, обучение детей музыкальной грамоте, теории музыки; развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

Программа научно-технической направленности ориентирована на формирование компетенций в области обработки информации посредством современных компьютерных технологий и их практическое применение при создании собственных ресурсов Задачи:

  • обучить воспитанников составлению алгоритмов;
  • познакомить их с принципами организации компьютерной техники, с популярными
  • прикладными программами;
  • развить логическое мышление учащихся;
  • содействовать развитию навыков самоорганизации воспитанников, их уверенности всебе.

Ожидаемые результаты:

- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;

- повышение роли дополнительного образования детей в деятельности общеобразовательного учреждения;

- интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования;

- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

- снижение роста негативных явлений в детской среде;

- духовно-нравственное оздоровление.

Формы контроля:

- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематики планирования;

- посещение и анализ занятий;

- посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;

- организация выставок и презентаций;

- ежегодное проведение мониторинга занятости учащихся школы и учащихся «группы риска» в объединениях дополнительного образования;

- ежегодный мониторинг успешности работы объединений дополнительного образования;

- мониторинг степени удовлетворённости родителей работой объединений дополнительного образования.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- отчетные концерты

- показательные выступления

- участие во внешкольных мероприятиях

- выполнение творческих работ

- спектакли

- экскурсии

-научно-практические конференции.