Родителям будущих первоклассников

Развивать – а не натаскивать!
    В настоящее время существует проблема раннего обучения ребенка чтению, письму, счету.  Достаточно распространенная «беда» подготовки к школе – это формальное «натаскивание» дошкольников на изучение предметов начальной школы.
    Каким образом осуществляется подготовка к школе?  Чтобы «не отстать» от жизни,  вводится усиленная система подготовки. Это когда  содержание занятий по математике, обучению грамматике из школьной программы перемещается в дошкольное обучение; вместе с тем недостаточно внимания уделяется развитию детской речи, общих познавательных способностей детей. В результате происходит «овзросление» дошкольного образования, искусственная акселерация детского развития.
    Учат при этом детей зачастую сами родители или няни, не владея методикой школьного обучения. Бед от этого не меньше. Например: раннее обучение письму (прописными буквами) ложится на незрелую моторику. Это приводит к повышенной утомляемости руки, спазмам мышц, с одной стороны; к неправильному почерку – с другой. Такой почерк фиксируется, и исправить его практически невозможно.
    Формирование количественных представлений преимущественно на основе цифровой записи чисел, т. е. решение написанных примеров, приводит к полной дезориентации и разрушению количественных представлений как таковых. Это обусловлено тем, что для ребенка-дошкольника связь количества с числом, а числа – с цифрой очень нестойкая.
    Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями. Раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, вызывает неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Состояние физического и психического состояния здоровья детей  год из года ухудшается.
    Приходят современные дети в школу. Многие из них умные, способные, эрудированные. А успехи оставляют желать лучшего. Родители нервничают, на школу обижаются. А секрет весь в том, что волевые структуры детей незрелые, а значит, общеучебные навыки не формируются. А без них какой успех?
    И родители, и репетиторы  должны знать, что умение читать, писать, считать в объеме первого класса только на первых порах «спасает» ребенка и не определяет успешности его дальнейшего обучения. Значительно важнее развитие тех качеств личности будущего школьника, без которых ребенок не может стать хорошим учеником и школьником. Это – организованность, умение принимать инструкцию, понимать условие учебной задачи, находить самостоятельно средства для ее решения, контролировать свои действия и т. д.
    Отсюда  вытекают  задачи подготовки к школе - не подменять обучение  школьным, а  развивать детей, способствуя вызреванию базовых психических структур, специфичных для этого возраста; подготовить ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
     
Заместитель директора по УВР Университетской школы,  О.С. Панина