Профилактика ОРВИ

 

И. Рапопорт, Н. Жаворонков, Е. Сотникова

Профилактика морем

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) являются
наиболее часто встречающейся инфекционной патологией
у детей и подростков. Сезонное повышение заболеваемости
школьников приводит к ухудшению их состояния здоровья, снижению успеваемости, нарушениям образовательного процесса.
С целью предупреждения сезонных заболеваний специалистами
были разработаны методические рекомендации по массовой
профилактике в условиях образовательного учреждения.

Осень и весна являются наиболее эпидемически опасными периодами, характеризующимися резким увеличением заболеваемости вирусными инфекциями верхних дыхательных путей. Повышение
заболеваемости школьников в эти периоды приводит к значительному ухудшению их состояния здоровья, развитию осложнений и пропускам занятий по болезни, что неминуемо сказывается на всем образовательном процессе. Для решения указанной проблемы разрабатываются и применяются различные методы профилактики: новые вакцины, имунно-корректоры. Но все эти средства имеют свои противопоказания и могут назначается только врачам.

В последние годы значительный интерес
вызывают препараты элиминационной терапии (от лат. Eliminare -изгонять, термин обозначает в биологии гибель отдельных особей или целых групп организмов (популяций, видов) в результате различных
естественных причин). Элиминационная терапия направлена на удаление (снижение) вирусной и бактериальной обсемененности верхних дыхательных путей. Кроме того, указанные препараты способствуют
повышению местной резистентности респираторного тракта.

Осень и весна являются наиболее эпидемически опасными периодами, характеризующимися резким увеличением заболеваемости вирусными инфекциями верхних дыхательных путей.

Для проведения профилактических процедур в области верхних дыхательных путей наиболее подходящей является морская вода с концентрацией хлористого натрия от 0,5 до 3%, чаще всего используется раствор 0,9%. Установлено, что раствор стерильной морской воды поддерживает нормальное физиологическое состояние слизистой оболочки полости носа, способствует разжижению слизи и нормализации ее выработки в клетках слизистой оболочки.

При воспалительной реакции, обусловленной инфекцией, важнейшее значение имеет нарушение функции мерцательного эпителия слизистой оболочки носа и околоносовых пазух. Поступающие со
спреем микроэлементы улучшают функцию реснитчатых клеток мерцательного эпителия, что усиливает резистентность
слизистой оболочки полости носа к внедрению болезнетворных вирусов и бактерий. Кроме того, орошение слизистых раствором вызывает чисто механическое смывание с поверхности слизистых оболочек вирусных частиц и бактериальной флоры, способствует разведению аллергенов. Морская вода увлажняет сухие слизистые оболочки.

Организационная технология: массовая элиминационная терапия школьников в условиях общеобразовательного учреждения

В качестве профилактического средства используется назальный спрей во флаконах. На флаконах имеется насадка, позволяющая вводить ее в ноздрю и с помощью нажатия распылять препарат в полости носа в виде аэрозоля. Один флакон рассчитан на 200 впрыскиваний (доз).

Целесообразно проведение массовой элиминационной терапии в течение 2 месяцев и более. Возможно проведение указанной профилактической технологии в осенне-зимний и весенний
периоды. Объем флакона позволяет при ежедневном трехкратном впрыскивании препарата в каждую ноздрю использовать один флакон одним ребенком в течение 30-33 дней.

Расчет потребности в препарате следующий: один флакон, умноженный на количество детей, которым проводится терапия, умножаем на количество месяцев, в течение которых предполагается про водить указанную профилактическую работу.

Для обеспечения работы необходимо:

- флаконы спрея 30мл,

- упаковки с одноразовыми бумажными платками для удаления вытекающего из носа избытка жидкости.

- полиэтиленовые мешки для мусора при сборе использованных одноразовых бумажных носовых платков,

- протоколы регистрации проведенных процедур.

Кадровое обеспечение элиминационной терапии. Впрыскивание препарата проводят сами школьники, за исключением учеников 1-2-х классов. Организацию процедуры и ее контроль осуществляют учителя школы и воспитатели в группах продленного дня. Учащимся 1-2-х классов помогают классные руководители и воспитатели.
Подготовительную работу проводит администрация образовательного учреждения, врач и медицинская сестра школы, они же
составляют текст информированного согласия родителей на проведение элиминационной терапии.

Медицинская сестра обучает детей, учителей и воспитателей проведению процедуры впрыскивания, контролирует проведение элиминационной терапии и правильность ведения Протокола для
регистрации процедур впрыскивания препарата. Медицинская сестра ведет также Протокол регистрации пропусков занятий
в связи с ОРВИ.

Объектом наших исследований являлись: 101 школьник - учащиеся начальных (1-4) классов школы здоровья № 1998 «Лукоморье» и 96 учащихся параллельных классов этого же образовательного учреждения. Школа здоровья № 1998 «Лукоморье» является школой полного дня,
в которой дети находятся с 8.00 - 8.30 до 18.00 - 19.00. Родители всех учащихся подписали добровольное информированное согласие.

Методы

Детям экспериментальной группы трижды в течение дня, утром (в конце перемены перед вторым уроком), днем (по окончании четвертого урока в начальных классах) и перед уходом из школы домой (в 18.00 -
18.30). впрыскивался в каждую ноздрю спрей. Взыскивание осуществляли воспитатели классов под руководством медицинской сестры. 96 детей контрольной группы этого же образовательного учреждения элиминационную терапию не получали.

         Все случаи пропусков занятий детьми по болезни регистрировались медицинской сестрой на основании представляемых справок из детских поликлиник. Проведен анализ пропусков занятий по болезни в течение октября и ноября 2012 года.

Период проведения элиминационной терапии: с 1 октября до 5 декабря 2012 г. (В связи с недельным перерывом в элиминационной терапии в ноябре 2012 г., вызванным осенними каникулами, срок окончания элиминационной терапии был перенесен с 30 ноября на 5 декабря.) Период регистрации случаев заболеваний ОРВИ: 1 октября 2012 г. - 31 января 2013 г.

Полученные результаты

В период проведения элиминационной терапии - в октябре и ноябре 2012 года - различия между экспериментальной группой и контрольной по показателям болевших детей были высоко достоверными:
13,86±3,44 против 38,54±4,97.

В этот же период различия между экспериментальной группой и контрольной по показателям частоты случаев заболеваний были также высоко достоверными: 14,86±3,54 против 45,83±5,09.

Количество дней, пропущенных в связи с ОРВИ детьми экспериментальной группы (относительный показатель в расчете на 100 наблюдаемых детей), составило 124,75 дня, а школьниками контрольной группы - в 2,4 раза больше (298,96 дня).

«Индекс здоровья» (процент не болевших детей) в экспериментальной группе - 86,14±3,44%, в контрольной группе - 61,46±4,97 %.

Аллергических реакций и отказов детей от процедуры не зафиксировано. Процедура впрыскивания спрея не затрудняла
проведение учебного процесса.

Организация элиминационной терапии:

      1.         Перед началом профилактической работы администрации, врачу и медицинской сестре школы следует провести родительское собрание, разъяснив родителям цель проводимой работы
и используемый метод.

      2.         Родители всех детей, которым будет проводиться элиминационная терапия, должны подписать информированное согласие. В случае отказа
родителей ребенка подписать согласие, учащемуся элиминационная тера-
пия не проводится.

      3.         Каждый флакон спрея должен использоваться строго индивидуально.

      4.         Однократное впрыскивание препарата в каждую ноздрю проводится учащимся при каждой процедуре, но трижды в течение учебного дня:
утром (в конце перемены перед началом второго урока), днем (после четвертого урока) и вечером (перед уходом домой в школах полного дня или по завершении занятий в группе продленного дня, в кружках, студиях и секциях дополнительного образования). Курс массовой элиминационной терапии составляет два месяца или более в зависимости от эпидемиологической обстановки в районе. Целесообразно проведение элиминационной терапии дважды за учебный год, в первом и втором полугодии.

5. Каждая процедура, выполненная учащимся, отмечается учителем (воспитателем) «крестиком» или «галочкой» в Протоколе для регистрации процедур впрыскивания препарата (приложение 1). Протоколы проверяет, собирает по их окончании и хранит медицинская сестра школы.

Проведение такого рода массовой профилактической работы безопасно для здоровья детей, не требует значительных временных затрат и не нарушает учебный процесс в образовательном учреждении.
Поэтому массовая элиминационная терапия при четкой организации каждой процедуры может быть рекомендована к широкому применению в общеобразовательных учреждениях.

Проведение такого рода массовой профилактической работы безопасно для здоровья детей, не требует значительных временных затрат и не нарушает учебный процесс в образовательных учреждениях.

 

 

 

 

 

Рапопорт Ирина Калмановна,

доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией ноучно методических основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ НЦЗД РАМН,

Жаворонков Николай Алексеевич,

кандидат медицинских наук, директор школы здоровья «Лукоморье» № 1998,

Сотникова Елена Николаевна,
доктор медицинских наук профессор, заместитель директора по научной
работе Центра образования «Лукоморье» г. Москвы

 

Журнал «Директор школы», № 7, 2013, с. 105-108, www.director.ru